Кротовник[ex fora-free.com]

Свободный форум обо всем на свете! © krot™
Текущее время: 30 сен 2020, 00:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 мар 2013, 00:06 
Не в сети
востоковед

Зарегистрирован: 27 ноя 2012, 13:53
Был на форуме: 12 фев 2016, 18:28
Сообщения: 28162
Откуда: Москва
Цитата:
Конфликт между властью и оппозицией в Сирии быстро превратился в настоящую гражданскую войну с тысячами раненных и убитых, с беженцами и эмигрантами, с потоками информации и дезинформации от обеих противоборствующих сторон. Сирийское общество неоднородно не только в политическом (что ярко проявилось только недавно), но и в религиозном, конфессиональном отношении (что было известно и принималось в расчет не одну сотню лет). В этой связи особенно важно выяснить основные «полюса» религиозного притяжения и их роль в разгорающемся в стране противостоянии, а также возможные связи и поддержку каждый из групп из-за границы.

На территории Сирии с давних времен проживали представители целого ряда религий. Основными были мусульмане-сунниты, мусульмане шииты (двунадесятники и алавиты) и христиане нескольких конфессий. Кроме того, в стране имелась сравнительно многочисленная закрытая община друзов.

Со времен проникновения на территории Османской империи, частью которой являлась Сирия, влияния западных держав, межконфессиональные отношения стали для европейских дипломатов едва ли не основным полем деятельности. Основным игроком на территории Сирии и всего Леванта стала Франция. Именно она еще с 19 столетия начала поддерживать (как политически, так и материально) христианские общины – католические, маронитские и армянские. Значительно меньшую роль играла в регионе Великобритания.

Интересно, что Россия также имела серьезное влияние в Сирии по линии церкви. Московский патриархат, едва ли не с самого своего основания поддерживал патриархат Антиохийский – не только молитвами, но и материально и политически. В 1898 году именно стараниями российской дипломатии, антиохийским патриархом был избран этнический араб Мелетий. До этого иерархи, а тем более предстоятели АПЦ являлись исключительно греками. С 1908 года Антиохийский патриархат стал получать по 30 тысяч рублей из личных средств императора Николая Второго ежегодно. Влияние России в Сирии по линии церкви несколько ослабло с установлением в нашей стране Советской власти, однако и в те годы оно продолжало сохраняться.

После крушения Османской империи, когда Франция получила мандат на управление Сирией, ее политика «разделяй и властвуй» в отношении религиозных конфессий стала носить более явный характер. Во время Арабской революции 1925-1927 гг. французы стали формировать из местных католиков и армян карательные отряды для расправ с повстанцами, большинство из которых являлось мусульманами-суннитами. Подобная мера изрядно подогрела христианско-мусульманское противостояние в стране. Ответные акции мусульман не заставили себя ждать.

Повлияла французская колониальная администрация и на возвышение других религиозных меньшинств. В 30 – 40-е годы прошлого столетия французы, стремясь погасить народное недовольство своей явно прохристианской политикой, стали формировать властные структуры, и особенно армейские части, и из мусульман. Однако и здесь колонизаторами была заложена своеобразная «мина». Опасаясь доминирования суннитского большинства в стране, французы включали в состав армии и органов местного самоуправления конфессиональное меньшинство – алавитов, которые являются представителями одного из ответвлений шиизма. Было, впрочем, и прагматическое основание для вербовки в вооруженные силы представителей данной конфессии - исторически алавиты славились своими воинскими доблестями. Интересно, что некоторое время они имели даже собственное государство, которое присоединилось к остальной Сирии в 30-е годы 20 века. Похожая ситуация сложилась и с традиционно воинственными друзами, которых также в армии оказалось непропорционально много. Впрочем, если алавитов в основном признают в исламском мире в качестве мусульман, то друзов – однозначно нет, что делало позиции данной конфессиональной группы заведомо слабыми. В результате, именно алавиты (численность которых составляет лишь от 7 до 11% населения страны), а не суннитское большинство и даже не поддерживаемые Европой христиане заняли привилегированное положение в вооруженных силах, составили основу офицерского корпуса и генералитета, возглавили полицию и силовые структуры Сирии. Неудивительно, что сунниты, составляющие не менее 70% населения страны и 90% его мусульманской составляющей, перманентно выражали недовольство таким положением дел.

Впрочем, несмотря на такую неприязнь суннитов, практически каждому из светских правительств Сирии удавалось не допустить серьезного религиозного противостояния, несмотря на случаи отдельных конфликтов. У правящей на протяжении последних 40 лет в стране партии БААС, сохранять религиозный мир в поликонфессиональном обществе получалось, пожалуй, наиболее успешно. Стараниями президентов Хафеза Асада и его сына Башара Асада алавитская правящая верхушка оказалась слита с суннитской торговой и финансовой элитой.

«Целевой» аудиторией разного рода религиозных экстремистов стала «улица». Впрочем, до мая 2011 года и там произошло только одно серьезное выступление под знаменами политического ислама суннитского толка. В 80-е годы прошлого века правительству Хафеза Асада пришлось проводить армейскую операцию против организации «Братья-мусульмане» в городе Хама.

В майские дни 2011 года межконфессиональные отношения в Сирии вновь накалились. Начавшееся под общедемократическими и либеральными лозунгами восстание в ряде крупных городов сразу же было поддержано Западом. Это не может вызывать удивления – авторитарный режим Башара Асада, последовательно противостоящий Израилю, оказывающий поддержку движению «Хезболла» и тесно связанный с другими шиитскими и христианскими политическими силами в Ливане, давно вызывает раздражение в Европе и США, не говоря уже о самом еврейском государстве. Кроме того, фактически, любое движение под либеральными знаменами находит поддержку Запада – отнюдь не только моральную. Однако сирийское общество – общество не европейское. В нем, как уже было выше замечено, огромную роль играет религиозная составляющая. В результате, как и ранее в Египте, ведущие роли в оппозиционном движении достались представителям все той же разгромленной отцом нынешнего президента организации «Братья-мусульмане». В результате противостояние разгорается не только по линии «власть-оппозиция», но и по линии «сунниты-алавиты+другие религиозные меньшинства». Исламисты-сунниты сразу же стали получать поддержку со стороны ряда суннитских государств. Особенно выделяются в ряду последних Саудовская Аравия, мелкие монархии Персидского залива, а также, с некоторыми оговорками, Турция. Связи саудовских спецслужб с разного рода экстремистами, в том числе и «Аль-Каидой» давно известны, однако в «сирийском вопросе» заинтересованность аравийской монархии проявляется не только в религиозном плане, но и в плане политического противостояния с Ираном. Дело в том, что алавитская элита Сирии, хотя и не исповедует, подобно населению Ирана и Ирака, традиционную, исна-ашаритскую (двунадесятническую) версию шиизма, все же является шиитской, а страна получает поддержку из Ирана. Эта поддержка выражается в, фактически, союзнических отношениях между двумя странами. Сирия является одним из основных рынков для иранского экспорта, в свою очередь поставляя в Исламскую республику продукцию сельского хозяйства и легкой промышленности. В Сирийской республике при помощи иранских специалистов был построен завод по производству ракет среднего радиуса действия, а на внешнеполитической арене сирийское руководство традиционно пользуется поддержкой Ирана. Эти теплые отношения берут свое начало еще со времен ирано-иракского противостояния 80-х гг., когда ИРИ удалось найти надежного союзника в лице врага Саддама Хусейна - сирийского президента Хафеза Асада. Его сын Башар, управляющий в настоящее время страной, придерживается в отношении Ирана политики отца. В 2007 году он встречался для проведения переговоров с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, что еще более укрепило сотрудничество двух стран. Кроме того, в последнее время появилась информация о том, что Башар Асад стал «настоящим» шиитом, признающим 12 Имамов (двунадесятником), что, несомненно, делает его положение в отношениях с теократическим Ираном еще более прочным. А после ухода из Ирака американцев и укрепления там позиций шиитского правительства Нури аль-Малики, к ирано-сирийскому «пакту» может присоединиться и эта страна. Соответственно для уменьшения влияния ИРИ в Сирии противникам оного представляется наиболее логичным свержение режима Асада и его партии БААС. Интересно, что для западных стран, исторически поддерживавших местных христиан, на этот раз такая поддержка оказалась невыгодной – ведь именно христиане, как религиозное меньшинство, также как алавиты и друзы, защищаются режимом Асада, выступают на его стороне и, скорее всего, проиграют в случае свержения правительства БААС.

Что касается Турции, которая формально поддерживает светские силы, то на деле она также оказывает поддержку мусульманским (суннитским, естественно) радикалам, в этом идя на фактическое столкновение с Ираном. Индикатором такого несоответствия интересов двух стран стал визит турецкого премьер-министра Реджепа Тейипа Эрдогана в ИРИ, в ходе которого сторонам так и не удалось договориться о совместных согласованных действиях. Представляется, что именно в Сирии может развернуться противостояние этих ведущих на данный момент игроков Ближнего Востока и всего мусульманского мира, прежде состоявших в достаточно дружеских и добрососедских отношениях.

В деле противостояния Исламской Республике интересы суннитских монархий, Турции и стран Запада практически полностью сходятся. Однако недавно у этих уже традиционных игроков появился неожиданный союзник. В середине февраля 2011 года лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири выступил с видеообращением к сирийскому народу, в котором поддержал оппозицию. Ранее, в преддверии Рождества, в столице Сирии Дамаске произошли взрывы бомб, унесшие жизни 50 человек. По утверждению такого эксперта, как глава Службы национальной разведки США Джеймс Клэппер, теракты имели все признаки участия в их организации боевиков «Аль-Каиды». Еще больший резонанс во всем мире вызвало уничтожение сразу несколько высших руководителей Сирии – главы Службы безопасности Хишама Бахтияра, министра обороны страны Дауда Раджха, его заместителя Асефа Шауката и лидера антикризисного штаба Хасана ат-Туркмани. Позже участие бойцов международной террористической сети в борьбе против Асада подтвердили министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари, заявивший о проникновении террористов в Сирию из его страны, сами сирийские оппозиционеры, а также госсекретарь США Хиллари Клинтон, предостерегшая недавно сирийские противоборствующие стороны от скатывания к религиозной войне. По-видимому, госпожа Клинтон опоздала. Имеются основания предполагать, что неслучайно. Дело в том, что другой американский политик высшего ранга, представитель США в ООН Сьюзан Райс с лета предпринимала отчаянные попытки блокировать осуждение террористического акта против высших сирийских руководителей. Эти усилия со стороны представителя страны, больше, чем какая-либо другая, пострадавшей от терроризма, очень сложно объяснить с логической и особенно моральной точки зрения…

Таким образом, «в союзниках» у США оказались весьма пассионарные исламские радикалы. Члены «Аль-Каиды», «Братьев-мусульман» и других организаций, помимо ненависти к шиитам и Ирану, имеют «претензии» и к странам Запада. Никто не может дать гарантий, что, разобравшись с одними «врагами», они не примутся за других. Не лишним для руководства США и Евросоюза было бы вспомнить, чем закончилась, к примеру, проведенная ими в свое время милитаризация Афганистана.

В этой связи оправданной представляется позиция России, которая, не обращаясь к религиозным противоречиям, оказывает поддержку действующему Сирийскому правительству. Стараниями последнего, несмотря на все его недостатки, выражающиеся, прежде всего в авторитаризме и коррумпированности, на землях Сирии на протяжении нескольких десятилетий удавалось поддерживать мир, который в любом своем состоянии лучше «хорошей войны». Позиция Российской Федерации может быть определена словами одного из кандидатов в президенты нашей страны на прошедших недавно выборах по совершенно другому поводу – «Или будет хуже». Важно, чтобы возможность худшего варианта развития событий, к примеру, анархии на сирийской территории или исламской суннитской диктатуры была осознана ведущими политическими силами региона. Не менее важно такое осознание и для представителей международных организаций, занимающихся «наведением порядка» в Сирии. Прежде всего – речь идет о миссии ООН. Ее представители на данный момент, призывая к отказу сторонами от насилия, существенно не продвинулись в работе над устранением причин вооруженного конфликта. Именно от осознания и разрешения последних зависит успех мирного урегулирования в стране.

В заключение хочется отметить, что Израиль, по сути - противник Сирии Башара Асада, не столь поспешен в поддержке оппозиции, как США и Европа. Власти еврейского государства, по всей видимости, понимают негативные последствия смены баасистского руководства страны, с которым налажен, пусть и тяжелый, диалог, на неизвестную, с огромной долей вероятности - исламистскую и, как следствие, антиизраильскую политическую силу. Понимал опасность развития ситуации по намеченному вооруженными боевиками сценарию и папа римский Бенедикт, который, к примеру, в ходе визита в Ливан, назвал грехом поставки в Сирию оружия, а также выступил за исключительно мирное урегулирование сирийского вопроса. Иной вариант для сирийских прихожан католический церкви, как и для любого другого меньшинства, станет губительным. Подобного прагматического подхода к религиозно-политическим противоречиям в Сирии, как нам представляется, не хватает ряду руководителей стран Запада.




Антон Евстратов - историк, политолог, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

_________________
salva ipse quod satis vobis

Л.Н. Гумилёва спросили:
- Лев Николаевич, вы - интеллигент?
- Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта - ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия


Share on FacebookShare on TwitterShare on RedditShare on VKShare on Google+Share on MySpace
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Шовинистъ и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB