Цитата:
Много ли вы встречали статей о проблемах в так называемой «пророссийской» или «евразийской» среде на Украине? Вряд ли. Как правило, те, кто имеет к этой среде отношение, предпочитают писать о проблемах за её пределами. О внешних помехах, о злонамеренных оппонентах, о притеснениях со стороны власти, о коварных евроинтеграторах. А в отношении самих себя – «все гарнэсэнько та чудэрнэсэнько», как говорили в старом КВН. Можно даже подумать, что никаких проблем в этой среде и нет. Невольно представляется себе такое монолитное сообщество, активно работающее на ниве евразийской интеграции и всеми силами приближающее долгожданный момент единения двух братских народов…
Нетрудно догадаться, с чем связано такое отсутствие внутренней критики. Мало ли, думают «евразийщики»; а вдруг повезёт, вдруг деньги будут давать? А мы тут критикуем. Ещё запишут в тайные русофобы; внесут в перечень «недоговороспособных»; сочтут «непророссийскими» (это такой уникальный термин, его невозможно объяснить, его надо прочувствовать; произносится с интонацией, парадоксально напоминающей диагноз из уст местных украинских национал-фашистов: «він українофоб!»). И прощайте, денежки, вернее, «не-здравствуйте».
В результате россияне абсолютно уверены в том, что тут «все за них». Ну, вы что, посмотрите, сколько конференций, сколько круглых столов, сколько сайтов, сколько статей. Сколько отчётов, наконец. И никаких проблем. Евразийская интеграция овладела умами и сердцами, и любые формы сотрудничества будут встречены метанием шляп в воздух.
Как бы не так. Вгрызанием в конкурентные глотки они будут встречены, и распилом средств в грубой и циничной форме. А те, которые были «за них», вполне предсказуемо продемонстрируют россиянам оскаленные зубы: ка-акая такая евразийская интеграция, а на что ж нам тогда финансирование будут выделять?
Тех, кто на Украине занимается так называемой «интеграционкой» в евразийском направлении, очень легко разделить на две категории. С одной стороны, есть разрозненные персонажи, занимающиеся продвижением евразийской интеграции потому, что это совпадает с их идеологическими позициями. Это очень разные люди, по-разному действующие: журналисты, практикующие политологи, вузовские работники, блоггеры. Среди них практически нет чиновников и политиков. Представители этой первой категории, как правило, ни во что не объединены, и «продвигают» это интеграционное направление на своих функциональных позициях. Пишут статьи, делают соответствующие выводы в лекциях, создают сайты, блоггерские сообщества – в большинстве случаев на энтузиазме (причём часто энтузиазме «от противного», то есть, вызванном сильным раздражением от нарастающего прессинга «евроинтеграторов» и национал-фашистов).
И есть другая сторона – показушники, создающие кучи юридически оформленных организаций из трёх человек, осуществляющие деятельность в стиле «вынюхивание-плюс-распил», искренние ровно в тех пределах, которые обусловлены суммой. Любопытно, но именно эта другая сторона регулярно привлекает внимание тех руководящих персон и организаций, которые отвечают за этот уровень евразийской интеграции со стороны России. За редчайшим исключением именно к пильщикам-показушникам тянутся ответственные сердца, и это вызывает закономерные подозрения: может, пильщики-показушники владеют некой колдовской схемой убеждения? А, может, они просто мыслят на одной волне с российскими ответственными особами? Может, у них сходные мировоззрения? Наконец, может быть – я бы даже сказал, очень может быть – вместе просто пилить удобнее? Какой резон поддерживать каких-то там энтузиастов, которые не намерены участвовать в распиле – ведь и самим тогда придётся не участвовать, а зачем в этом случае вообще чем-либо заниматься?
В общем, вся эта условно евразийская (всё-таки называть её пророссийской не совсем корректно: никто же не ведёт речь о вливании в Россию, и в первую очередь не ведёт речь об этом сама Россия, ибо зачем ей весь неминуемый ворох проблем от такого вливания?) среда предстаёт перед нами в виде треугольника, в котором одна вершина – это искренние сторонники, вторая – пильщики с украинской стороны, третья – пильщики и руководители пильщиков с российской стороны. Само собой, две вершины – это больше, чем одна, верно? Нужно ли объяснять, почему в результате весь интеграционный процесс саботируется не только на уровне украинских госструктур (там понятно, почему), но и на мезо- и микроуровне?
Знаете, что самое любопытное? Никто и никогда с российской стороны не проверял всерьёз ни своих, ни украинских пильщиков. Отчётики есть – ну и прекрасно. Но ведь рано или поздно займутся проверкой. Как Сердюкова. И было бы крайне интересно посмотреть на результаты.
Артём Литовченко