Кротовник[ex fora-free.com]

Свободный форум обо всем на свете! © krot™
Текущее время: 16 ноя 2018, 06:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 10:32 
Не в сети
востоковед

Зарегистрирован: 27 ноя 2012, 13:53
Был на форуме: 12 фев 2016, 18:28
Сообщения: 28162
Откуда: Москва
Цитата:
Пока мировые державы гадают, как избежать усугубления глобальной экономической рецессии, Китай, который чуть в меньшей степени обеспокоен этим вопросом, плавно захватывает освободившиеся финансовые ниши по всему миру, от Африки до Латинской Америки, не исключая пространства между континентами - Океанию. Неторопливо устанавливающий свое господство на крошечных островах Тихого океана с отрицательной ресурсной базой, Китай, тем не менее, способен получить выгоду даже там, где ее быть, казалось бы, не может. Речь идет о теневой экономике.

Обезглавленные лидеры

В то время как традиционные лидеры в Океании – Австралия, Новая Зеландия, США, Франция и Япония подсчитывали убытки от всевозможных невзгод, обрушившихся на них в 2008-2012 гг., стихла конфронтация за сферы влияния в регионе между Китаем и Тайванем, достигшая было пика в 2003-2008 гг. при администрации Чэнь Шуйбяня, представителя Демократической прогрессивной партии, выступавшей за независимость острова от Поднебесной. После избрания в марте 2008 г. президентом Тайваня Ма Инцзю, кандидата от партии Гоминьдан, период 2008-2012 гг., совпавший с рецессией местной экономики, ознаменовал собой новый этап китайско-тайваньских отношений, направленный на сближение двух сторон. Тем не менее, по мнению российских экспертов, «китайское руководство в процессе нормализации отношений с Тайванем руководствуется одной целью из разряда коренных национальных интересов – возвращение острова на основе формулы «одно государство, две системы». В качестве базовой стратегии избрана привязка тайваньской экономики к китайской, создание устойчивой экономической зависимости от материка, что, по убеждению Пекина, приведет к желаемой цели возвращения Тайваня»i. Сближение Тайваня и Китая не сулит ничего хорошего США, присутствие которых в регионе становится все более шатким, несмотря на усиленные попытки доказать обратное.

Со своей стороны, в последние годы Австралия, Новая Зеландия, США, Франция и Япония либо снизили привычный объем дотаций островам, либо предоставляли их в рамках строго контролируемых программ развития: Китай же выбрал тактику наличных денежных переводов, против которых океанийцы не устояли. Таким образом, несмотря на громкие заявления о желании сохранить свое прежнее влияние в Океании, региональные лидеры в 2012 г. во многом уступили свои позиции Китаю.

Возможности Китая в условиях местных реалий

С одной стороны, возросшая мощь Китая в Океании сулит островам определенные дивиденды. В рамках экономических саммитов между Китаем и островными государствами, ставших ежегодными с середины 2000-х гг., была реализована «Программа Тихого океана», согласно которой к 2012 г. островитяне получили от Поднебесной в общей сложности 600 млн. долл., - эта сумма оказалась значительно выше той, что выделил на развитие океанийцев такой крупный региональный донор как США.

Однако в результате тихоокеанское государство Тонга оказалось обязанным Китаю 32% своего ВВП; Самоа и Острова Кука – в недавнем прошлом традиционные сферы влияния Новой Зеландии – по 16% бюджета. Нет смысла говорить о том, что эти страны в угоду Пекину вряд ли будут идти против его политической линии. Также маловероятно, что острова сумеют когда-либо выплатить Китаю займы такого масштаба, пусть даже на предельно льготных условиях. Ответ на резонный вопрос, как в дальнейшем воспользуется таким «долговым рабством» Китай, покажет время.

А пока независимое островное государство Вануату окончательно отдало свое предпочтение дружбе с Китаем. Нелишним будет упомянуть, что в конце 1990-х гг. Вануату заслужило звание «лучшей налоговой гавани мира», в которой легко и непринужденно отмывались нелегальные доходы, за что это государство и попало в «черный список» ОЭСР. Благодаря стараниям Австралии и Новой Зеландии, в начале 2000-х гг. Вануату было перенесено в менее суровый «серый список». Но в «белый список» Вануату вошло лишь в 2010 г. исключительно усилиями Пекина, пожелавшего оправдать свое финансовое присутствие в этом офшорном центре.

По неофициальным данным, Пекин предложил вануатянам 30 млн. долл. за формальный отказ от налоговых махинаций. В итоге заключенное Вануату 31 мая 2010 г. соглашение по обмену налоговой информацией с Ирландией довело общее количество подобных соглашений до 12: это позволило «обелить» Вануату, у которого такие же соглашения имеются с Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Исландией, Гренландией, Фарерскими Островами, Францией, Сан-Марино, а также с Австралией и Новой Зеландией. Кроме того, в октябре 2011 г. Вануату вошло в ВТО, на шаг опередив Россию. Тем не менее, менталитет островитян остался прежним: анонимный источник из правительственных кругов Вануату не преминул похвастаться журналистам издания «China Offshore», что «местные законодательные положения о коммерческой тайне на практике делают бессмысленными все соглашения по обмену налоговой информацией»ii.

Следовательно, с другой стороны, политические, экономические и законодательные реалии южнотихоокеанских островов дают Китаю почти безграничные возможности для нелегальной деятельности. Так, в 2011 г. на Тонга была раскрыта преступная сеть по торговле «живым товаром» - девушками из глухих китайских деревень, которым в этом не менее периферийном по мировым меркам монархическом государстве предлагалась работа «в сфере услуг». Как ни анекдотично, но потребителями китайского «живого товара» выступали не местные тонганцы, и даже не китайцы, а южнокорейские мужчины-бизнесмены. Организовала эту преступную сеть и управляла ею представительница из Китая. По словам же правозащитниц из Тонга, обнародовавших эту информацию, «за ширмой азиатских ресторанчиков, которые стали обыденной реальностью не только в нашей стране, но и почти на всех островах Океании, творятся гораздо более страшные вещи»iii.

Китайско-фиджийские отношения в сфере теневой экономики

Впрочем, наиболее серьезный размах подпольный китайский бизнес приобрел на Фиджи. Фиджи – со всех точек зрения самое значимое океанийское государство, где с 2004 г. правит военная диктатура во главе с премьер-министром Фрэнком Мбайнимарамой. «Диктатурой» фиджийский режим окрестили СМИ тех заинтересованных стран мира, которым не удалось насадить на Фиджи демократию (теми же способами, как это делается, скажем, в Афганистане или на Соломоновых Островах). В результате на Фиджи были наложены всевозможные международные санкции, вплоть до отстранения этой страны от участия в крупнейшей и важнейшей региональной организации – Форуме островных государств Тихого океана. Форум, по сути, негласно контролируется Австралией и Новой Зеландией и занимается распределением иностранной донорской помощи южнотихоокеанским островам. Как предполагалось, исключение из этой организации должно было бы нанести непоправимый урон фиджийскому бюджету и заставить страну обратиться к региональному сообществу (возглавляемому на тот момент Австралией) за помощью для «наведения порядка» (который, к слову, порой наводится очень долго, несмотря на старания мировых держав, о чем говорит, в частности, пример Ирака).

Но Фиджи предпочло другой путь: для спасения экономики страны (и заодно своего диктаторского режима) Ф.Мбайнимарама обратился к новому региональному суперигроку – Китаю, правительство которого ради сохранения внутренней стабильности в условиях экономической и этнической неоднородности тоже использует не совсем демократическую практику, вызывающую осуждение со стороны прогрессивных стран вроде США или Великобритании.

А с недавних пор опасения Австралии и Новой Зеландии, не раз пожалевших об опрометчивом разрыве отношений с Фиджи, вызывают крепнущие связи Сувы (столицы Фиджи) с Москвой. Не далее как в феврале 2012 г. министр иностранных дел РФ С.Лавров посетил эту странуiv с целью выяснить перед саммитом АТЭС во Владивостоке, чем живут и в чем нуждаются малые государства Океании. Естественно, малые государства нуждаются в больших деньгах, которые могут быть предложены за дипломатическое признание каких-нибудь новоявленных государств, а, возможно, голос Фиджи в ООН и прочих международных организациях окажется полезным по вопросам Палестины, Сирии или Ирана. Помимо политических аспектов, у Фиджи и России могут сложиться хорошие отношения в области туризма. На Фиджи этот сектор развит настолько хорошо, что отдыхать именно в этой стране (несмотря на диктатуру) предпочитают звезды Голливуда и сильные мира сего.

Именно эта «райская» страна, волей судьбы оказавшаяся за бортом демократии, стала главной мишенью для нелегального китайского бизнеса. Еще во времена первого переворота 1987 г., в результате которого Фиджи постигло масштабное финансовое бедствие из-за разрыва отношений с западными донорами, экономику страны решено было простимулировать привлечением азиатских инвесторов, которые могли за 250 тыс. долл. начать свой бизнес и получить местное ПМЖ. В результате к середине 2000-х гг. Фиджи стали для китайцев «мостиком» для переезда в страны Северной Америки, Евросоюза, а также в Австралию и Новую Зеландию по недорого купленному фиджийскому паспорту, обеспечивавшему упрощенный въезд в эти государства. Желание заполучить заветный паспорт увеличило количество фиктивных браков между китайцами и фиджийками. Контролировать ситуацию должно было бы местное МВД, но оно, напротив, само активно включилось в процесс купли-продажи местных паспортов, а также подделкой паспортов других стран. К примеру, в 2004 г. в фиджийском аэропорту г. Нади были задержаны шестеро китайцев, которые въехали в страну по паспортам Китая, а на следующий день пытались выехать в США с паспортами Японии. Более того, по сообщению радиостанции «Фиджи ньюз», двое из угонщиков самолетов для терактов 11 сентября 2001 г. перед тем, как попасть в США, провели шесть месяцев на островах Фиджи в ожидании американской визы. Фиджийские чиновники, которых не очень волнует международная обстановка за пределами их родного острова, готовы содействовать всем, у кого на это есть средства: известно, что перед терактами несколько пакистанцев с поддельными паспортами также пытались получить на Фиджи американские визыv.

Коррупция в фиджийских структурах власти дошла до максимума к 2007 г., и тогда премьер-министр Ф.Мбайнимарама решил, что борьбу с «ветряными мельницами» лучше всего поубавить введением безвизового режима с Китаем. Сильные возражения со стороны МВД не поколебали твердость намерений военного диктатора. (К слову, договоренности о безвизовом режиме с Россией могут воплотиться в реальность уже к концу 2012 г., а всего подобных соглашений с другими странами у Фиджи 103).

Но финансовые махинации, отмывание денег, торговля «живым товаром», контрабанда редких животных и т.д. по размаху не могли сравниться с другой проблемой – незаконным оборотом наркотиков, достигшим небывалого для Океании размаха к середине 2000-х гг. В 2004 г. на Фиджи была раскрыта крупнейшая в южном полушарии подпольная лаборатория по производству метамфетамина: объем найденного лишь на месте сырья был оценен в 540 млн. долл. Позднее на Фиджи была также задержана партия героина весом 400 кг. Подпольную сеть держали китайцы из Гонконгаvi.

Две стороны одной медали

Итак, с точки зрения материальной выгоды, китайское присутствие оказалось для островитян гораздо более прибыльным, чем поддержание финансовых отношений с развитыми демократиями, требующих соблюдения более честных и прозрачных бизнес-практик. В целом в 2012 г. совокупный экономический показатель роста океанийских экономик достиг 6%. А об объемах доходов от теневой деятельности можно лишь догадываться.

Но доступ к источникам быстрого обогащения несет с собой разрушение государственности, упадок общественной морали и дезинтеграцию общества.

Как показывает исторический опыт, ситуация не изменится до тех пор, пока не сложится гражданское общество, где жажда единоличной прибыли сменится сознанием необходимости ущемлять свои интересы ради интересов рядом живущих. Правоведы, обществоведы, политологи и прочие социологи вряд ли будут возражать, что в условиях Океании для этого потребуется не одно десятилетие и даже не пара поколений. Стратеги согласятся, что все это время островитяне будут оставаться на стороне тех, кто платит больше.



Пале Софья, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения ЮВА, Австралии и Океании, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

_________________
salva ipse quod satis vobis

Л.Н. Гумилёва спросили:
- Лев Николаевич, вы - интеллигент?
- Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта - ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия


Share on FacebookShare on TwitterShare on RedditShare on VKShare on Google+Share on MySpace
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 14:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 дек 2012, 23:11
Был на форуме: 03 фев 2013, 00:04
Сообщения: 334
там огромная территория/акватория, к примеру, между Китаем и Малайзией
спорная
1000 мелких островков, даже без деревьев, не говоря уж о жителях
5 стран претендуют
на каждом островке понатыканы флаги и часовые стоят
там что-то будет...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex[bot] и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB